Формирование характера и поведения щенка

Все о щенке, разведение
Воспитание молодого добеpмана
Сделай пpавильный выбоp!
Вы пpиобpели щенка добеpмана
Выбор щенка добермана
Как приучить щенка не пачкать в доме
Кормление и содержание собак
Перед тем, как принести щенка добермана домой
Уход за щенком
Домашнее воспитание щенка
Грызение
Занятия со щенком

Кинологическая наука и практика прошлых десятилетий показывают, что уровень интеллектуального развития и все достижения собаки, которые возможны только благодаря тесному взаимодействию с человеком, имеют не только фундаментальную наследственную основу, но в решающей степени зависят от адаптации щенка к окружающей среде и его социализации в обществе людей и животных не позднее, чем с 5-й по 12-ю неделю жизни. Таким образом, основы как уравновешенного характера и правильного поведения домашней собаки при хорошем воспитании, так и достижений "рабочей" спортивной собаки при обучении и дрессировке, закладываются уже при спаривании собак с хорошим характером, психически полноценных; формируются во время выращивания щенка в помете под сукой, в доме заводчика, а позднее в семье его владельца.

Прежде чем приступить к практическому обучению, заводчики и владельцы собак, проводники и инструкторы дрессировщики должны быть хорошо теоретически подготовлены к правильному содержанию, воспитанию и дрессировке доберманов, знать особенности породы, тонкости в работе с ней.

Лучшие специалисты - консультанты, инструкторы не в силах помочь владельцам доберманов, если те неправильно ориентированы в основных целях и задачах обучения, не понимают специфику породы и не "чувствуют" свою сотку, не любят ее "правильно", как хорошие родители своих детей, с глубоким пониманием всего своеобразия ее психики, характера и темперамента.

Ориентирование даже в простых, но основополагающих вопросах становится невозможным, если владельцы собак начинают консультироваться у инструкторов-дрессировщиков, специалистов по породе, когда собакам уже исполнился год, а то и позже. Чтобы наших читателей не постигла та же участь, начинающим владельцам, заводчикам, инструкторам-дрессировщикам, молодым специалистам по породе необходимо изучать опыт зарубежных и российских кинологов это очень полезно для оптимальной подготовки владельца и его собаки, так как каждый любитель доберманов, воспитывая и дрессируя своего питомца, на практике обязательно столкнется со многими вопросами и проблемами кинологии, усвоение изложенных в этой работе знаний упростит решение ряда задач.

Отношения между человеком и собакой.

Среди собаководов все еще господствует мнение, что собаке нужно "внушать" то или иное знание. Собака при этом рассматривается как "ученик", а владелец, дрессировщик как "учитель". Однако, у собак отсутствует само понятие "быть учеником" в человеческом понимании этого слова, а у начинающего владельца недостаточно знаний, чтобы быть "учителем". Современный научный взгляд на взаимоотношения человека и собаки расходится с укоренившимся стереотипом "учитель-ученик", который привел ко множеству недоразумений и неудач. Основное отличие заключается в том, что в современном понимании собака действительно является личностью, равноправным партнером человека, только другого биологического вида, обладает выдающимися талантами, многие из которых превышают человеческие способности (быстрота реакций, сила и хватка челюстей, выносливость, бесстрашие, беззаветная преданность и многие другие). Ошибка в том, что человек пытается навязать собаке свои язык, свою логику, а не подойти к проблеме общения с ней с противоположной стороны на ее языке, понимая ее логику. Не следует настойчиво стремиться подчинить собаку себе, а напротив, надо попытаться понять собаку и через ее восприятие человека суметь стать понятым вашим меньшим другом. Только тогда можно говорить об использовании способностей собаки, как полезного партнера, в своих целях. Понимание живого существа другого вида и налаживание тесных и плодотворных взаимоотношений с ним предполагают, что человек должен вникнуть в сущность процессов последовательного формирования характера и поведения питомца. В этом сложном и интересном "научно-исследовательском" и практическом процессе каждый владелец обязан стать исследователем, ученым, активизировать свои потенциалы, интеллектуальные способности и таланты, вновь и вновь учиться быть Человеком, Воспитателем, истинным Царем природы, пробудить в себе до сих пор дремавшие лучшие человеческие качества и чувства в этом непреходящая ценность и о громная польза для самого человека, вся прелесть его общения с собакой.

Все, кто занимается доберманами (профессионалы и любители, но прежде всего судьи, инструкторы, ценители спорта), должны помогать начинающим владельцам сразу найти правильную дорогу к взаимопониманию и тесному контакту в общении с собакой. При этом с самого начала путь жестоких методов необходимо полностью исключить, только с начала нашего века компетентные знатоки породы разрабатывают и совершенствуют важнейшие и научно обоснованные методы обучения. Каждый активный собаковод должен постоянно заниматься самообразованием и быть в состоянии дать исчерпывающую консультацию и совет новичкам по выбору, покупке и содержанию щенка определенной породы, а также по технике включения собаки в семейное сообщество, что предполагает наличие у владельца "души и интеллекта", знание основ кинологии, биологии, психологии животных и других смежных наук.

Развитие психики щенка начинается еще в зародышевом состоянии, с момента его зачатия, и продолжается на всех этапах роста и развития по устойчивой и последовательной хронологической схеме вплоть до полового созревания: события следуют одно за другим и каждый новый этап, приобретение и закрепление новых простых навыков необходимы для усвоения следующих более сложных.

Учитывая стайную природу собак, период социализации является важнейшим и определяющим в формировании психики, характера и поведения щенка этапом, оказывающим основное влияние на последующее поведение молодой, а затем и зрелой собаки, на установление и развитие ее взаимоотношений с обществом людей.

Существует утверждение, что поведение собаки и волка в одних и тех же условиях одинаково. Действительно, собака нормально живет в социально организованных "бандах", "стаях", где все ее члены мирно сосуществуют, поддерживают простые и сложные, установленные иерархией, взаимоотношения. Таким образом, социализация это приобретение собакой навыков адекватного восприятия действительности, общения и способности вступать в отношения с членами постоянно расширяющейся "банды" или "общества". Общество здесь понимается в широком смысле, как сообщество индивидуумов, живущих вместе (семья) или в окружении (социальная среда) и поддерживающих мирные взаимоотношения. Социализация, как процесс формирования социальных связей и взаимоотношений, бывает двух видов:

А. Интерспецифическая (внутривидовая) социализация приобретение навыков общения между особями одного вида, рода (в данном случае, между собаками).

Б. Неспецифическая (межвидовая) социализация приобретение навыков общения с представителями других видов, сообществ. Мы будем говорить об установлении и развитии взаимоотношений, контакта между человеком и собакой.

Кроме того, необходимо усвоить следующие понятия:

1. Начальная социализация приобретение первых (примитивных) навыков общения с узким окружением на этапе пробуждения сознания.

2. Вторичная социализация установление сложных взаимоотношений между сформировавшимися особями.

Периоды и этапы развития, формирования характера и поведения щенка.

Физическое и психическое развитие будущего щенка начинается на клеточном уровне уже в момент его зачатия. Кроме наследственности, на развитие психики щенка влияют и другие факторы, которые, начиная с внутриутробного периода и в дальнейшем, могут изменить поведение собаки. Например, стрессы у матери во время беременности могут существенно повысить возбудимость (раздражительность) у детей.

Формирование и развитие характера и поведения щенка происходит прогрессивно и непрерывно, но условно можно выделить несколько важных вех, которые позволяют разделить жизнь щенка (и молодой собаки до полового созревания) на соответствующие характерные периоды (стадии, фазы). Однако мнения ученых относительно определения временных границ тех или иных периодов разделились (см. таблицу).

Неонатальный период (инфантильный, вегетативная фаза-стадия) 0-14 дней.

Поведение и реакции щенка в первое время после рождения, все его действия ограничиваются лишь потребностями СПАТЬ, СОСАТЬ, ИСПРАЖНЯТЬСЯ, БЫТЬ В ТЕПЛЕ. В поисках тепла и соска на материнской груди щенок осуществляет неустойчивые движения по кругу с характерным раскачиванием тяжелой головы на неокрепшей шее и попискиванием. Щенки в прохладном помещении "кучкуются" и жмутся к матери, а в очень жарком помещении или под обогревательной лампой расползаются в разные стороны (если не сосут молоко). Так как глаза и уши еще закрыты, а нервно-рефлекторные процессы, контролирующие функции слаборазвитых мышц, несовершенны, щенок в эти дни довольно беспомощен. Его мозг еще не в состоянии "делать" больше, чем необходимо для обеспечения элементарного выживания. Практически отсутствует контакт с окружающим миром и все реакции щенка направлены исключительно на мать. Естественно, что обучение даже самого простейшего типа в этот период исключено.

Очень сильные стрессы, перенесенные щенками во время или вскоре после рождения, могут оказать пагубное воздействие на поведение животных в будущем, на их эмоциональные реакции и явиться причиной психосоматических отклонений и срывов. С другой стороны, постепенно и мягко вводимые раздражители (даже неприятные холод, вспышки света, различные шумы и т.п.) могут благоприятно влиять на жизненный опыт щенков; подвергавшиеся подобным "испытаниям" щенки значительно опережали своих сверстников в развитии, были менее раздражительными, оказывались более сообразительными, занимали доминирующие позиции в помете.

Мочеиспускание и дефекация в этот период возможны только благодаря массажу животика, наружных половых органов и анального отверстия щенка, который осуществляет мать путем активного вылизывания.

Тепло, массаж, питание и сон это практически все, в чем нуждаются щенки в первые 3 недели жизни. Как правило, мать обеспечивает им это самостоятельно, покидая помет очень редко и на короткое время.

В этот период щенкам практически неизвестно чувство страха. Руки даже незнакомых людей доставляют им такую же радость и создают такой же комфорт, как и контакты с матерью или щенками-однопометниками.
Период социализации 4-12 недель.

Этот довольно продолжительный период формирования социального поведения собаки является наиболее важным и решающим для всей будущей жизни щенка. В это время в поведении щенка происходят необратимые изменения, закладываются решающие, основополагающие "принципы".

Большинство авторов и исследователей поведения животных выделяют внутри этого периода, по меньшей мере, две основные последовательные фазы:

1. Фаза запечатления или насыщения (4-7 недель).

2. Фаза собственно социализации (8-12 недель). В фазе запечатления (насыщения) особое место занимает так называемая четвертая критическая неделя жизни (22-28 дней), когда внезапно, подобно второму рождению, с 21-22 дня (чуть раньше или позже, в зависимости от продолжительности внутриутробного периода) начинается качественно новый отрезок жизни. Мозг теперь уже готов к действию, бурно развиваются моторные и сенсорные реакции (процессы возбуждения и торможения). Органы чувств работают нормально: щенок

К концу второй недели, между 12 15 днями у щенков открываются глаза. Это событие завершает неонатальный (инфантильный) период и дает начало новому этапу. В этой связи многие исследователи отмечают интересную закономерность: первая фаза развития короче и заканчивается раньше, если внутриутробно щенки развивались более 63 дней, а не родились до 60-го дня беременности.

Заводчик должен следить, чтобы сука получала все, что ей требуется. На данном этапе в этом проявляется основная забота заводчика о щенках.

Переходный период (или фаза "пробуждения", "между"-фаза) 15-21 день.

Как следует уже из названия, третья неделя жизни щенка это фаза превращения беспомощного существа в щенка, у которого развивается самостоятельность ровно настолько, чтобы начать робко, шаг за шагом изучать окружающий его "мирок" гнезда, манежа, вольера и обучаться. Щенок постепенно строит более сложные модели поведения. Так как его мышцы постепенно становятся сильнее, он все увереннее приподнимается на лапах, пробует ходить и вскоре уже активно передвигается в пространстве. Начинают вырабатываться условные рефлексы. Щенок начинает испытывать чувства, которые отражаются на его "решениях" и определяют поведение, и, конечно же, он уже может воспринимать и осознавать физическую близость матери и примитивно контактировать со своими братьями и сестрами. Вскоре, уже и играх, начинают проявляться некоторые поведенческие реакции, манеры поведения взрослой собаки: щенок кусается 'в борьбе, имитирует "охоту" и "расправу" с добычей, неуклюже мотая головой из стороны в сторону с зажатой в пасти "жертвой". Это может быть сосок матери или лапа, морда, шкура брата-сестры.

Вполне закономерно в этот период проявление у щенков интереса к пасти матери. Они часто будто забавляются, покусывая ее за губы. Однако это действие прежде всего природное, инстинктивное требование пищи в это время мать так же инстинктивно, рефлекторно отрыгивает для своих детей предварительно переваренную или полупереваренную в ее желудке пищу. Такое врожденное поведение щенков, ожидающих и требующих пищи, стимулирующих отрыгивание путем вылизывания и покусывания материнских губ и морды, постепенно, с эволюцией и одомашниванием, трансформировалось, главным образом, в проявление "дружеских чувств и почтения". Тем более, что многие суки, особенно "культурных" пород, утратили рефлекторно-инстинктивную способность подкармливать щенков но их требованию содержимым своего желудка.

Щенок очень хорошо видит и слышит, приобретает способность следить за движущимся предметом, совершенствуется обоняние. В то же время он пока еще не может решать некоторые задачи, не вызывающие затруднений у взрослых особей. Например, он не может догадаться обойти препятствие, чтобы достать пищу, которую он видит. Органы чувств воспринимают раздражения, далее информация по нервам проводится к головному мозгу, где она "анализируется" и рождаются (все быстрее) ответные реакции. Стремясь все увидеть, услышать, понюхать и попробовать на вкус, щенок изучает окружающий мир, активно или пассивно сближаясь с животными своего или другого вида, с человеком и другими живыми и неживыми объектами. Он поначалу отступает если к нему быстро приближаются, прижимается к полу при сильном шуме или неожиданной попытке поднять его. Щенок больше движется и уже не "по-тюленьи", как раньше, а все более устойчиво и маневренно, что свидетельствует о совершенствовании вестибулярного аппарата и укреплении мышц. Он чаще действиями и голосом дает о себе знать и заметно меньше спит. Так как час от часу щенок воспринимает все больше внешних раздражителей, ему, чрезвычайно впечатлительному и любопытному, требуется некоторое время, чтобы до определенной степени понять, усвоить их и привыкнуть к ним.

Щенок очень болезненно реагирует на экстремальные ситуации. Чтобы не нанести серьезный ущерб его психике (нервной системе), не следует отдалять малыша от помета и матери на продолжительное время и пытаться влиять на него, а тем более чему-то учить. Заводчик должен следить, чтобы играющие с щенками взрослые и дети не утомляли их...